Подготовка печатных материалов состоит из написания текстов, дизайна и печати. Три совершенно разные отрасли человеческой деятельности. Их предстоит увязать воедино и получить на выходе готовый продукт, который должен поразить и запомниться потенциальному клиенту. Дело непростое. Поэтому раздел, посвященный подготовке печатных материалов, будет довольно длинным, наберитесь терпения. Первое, что нужно – это текст. Он должен быть интересным, кратким, информативным и запоминающимся. Оптимальный вариант, когда в компании кто-то обладает литературными талантами и имеет опыт написания статей в профессиональной прессе. Если такого уникального сотрудника в коллективе нет, то придется доверить написание текстов профессиональным копирайтерам. Найти их можно на интернет-ресурсах, посвященных фрилансу. Обычно требуется зарегистрироваться на сайте и сформулировать задачу – тема, для чего предназначен текст (листовка, брошюра) и его желательный объем. Далее начнут поступать запросы от соискателей. Ознакомьтесь с их портфолио. Выбирайте специалиста, тексты которого больше всего понравились и уже имеющего опыт подготовки материалов по требуемой теме.
Пока готовиться текст, можно параллельно запустить разработку концепции дизайна будущих печатных материалов. Дизайнер, с которым вы работаете, должен задать общий стиль (техно, гламур, минимализм и т.п.), цветовое решение. Пока нет текста, можно поставить текстовую «рыбу» нужного объема. Утвержденная концепция дизайна со схемой расположения текста и иллюстраций называется «сеткой» страницы. К моменту готовности сетки вы должны получить от копирайтера готовые тексты. Далее верстальщик, согласно разработанной дизайнером сетке, оформляет тексты. Теперь можно переходить к печати подготовленных материалов.
Полиграфия - это отрасль промышленности, в которой работают специалисты своего дела. Так что, при создании листовок, буклетов, флайеров и прочих печатных маркетинговых материалов придется общаться с профессионалами. Чтобы грамотно сделать заказ, и понять собеседника на том конце провода, нужно знать некоторую специальную терминологию. Перечислим основные полиграфические термины, которые вам потребуются.
В списке ниже они сгруппированы по темам:
-
формат, А5, А4, А3
-
граммаж
-
цифра, офсет
-
цветность, полноцвет, 4х4, 4Х2, 4х1, 4х0, пантон
-
вырубка, фальц, с одним фальцем, с двумя фальцами
-
лак, матовый лак
Формат (размер) листовок определяется еще при разработке дизайна. Чаще всего для маркетинговых материалов применяется формат А4 . Его размеры совпадают со стандартным листом офисной бумаги. Формат А5 – половинка формата А4. А3 - это лист размерами в два листа А4. После того, как уточнен формат бумаги, надо определиться, насколько плотная бумага потребуется для печати, т.е. указать ее граммаж.
Граммаж – это масса бумаги, выраженная в граммах на 1 квадратный метр. Например, офисная бумага 80 грамм/кв.м, а визитка - 250 грамм/кв.м. Обычно в разговорной речи просто говорят только о весе бумаги в граммах, например: «Бумагу для листовок, сколько грамм берем? 130 или 150?» Граммаж сильно влияет на стоимость при больших тиражах, свыше 1000 штук, которые печатаются на офсетных машинах.
Итак, мы подошли к следующей паре терминов:
- Офсет, цифра
Рис. Офсетная машина для печати в 5 красок За этими терминами кроется офсетная и цифровая и печать. Офсетная печать (процесс назван по английскому слову «offset», или «перенос») – это технология печати с переносом краски с печатной формы на бумагу не напрямую, а с использованием промежуточного офсетного цилиндра. Технология сложная, требует особой допечатной подготовки. Процесс занимает от 3 до 5 рабочих дней, а в некоторых случаях даже больше. Об этом стоит помнить, планируя график подготовки печатных материалов.
Зачем нужны такие сложности?
Трудоемкость офсетной печати оправдывается высоким качеством печатной продукции, выходящей из-под офсетного вала.
К достоинствам офсета можно отнести:
-
Точную прорисовку мелких деталей изображения;
-
Полную передачу цветовых нюансов;
-
Точность печати на больших скоростях – 5000 листов в час и даже более;
-
Безупречную печать на текстурной или металлизированной бумаге, а так же на бумаге повышенной плотности;
-
Экономичность. Офсетная печать очень выгодна при высоких тиражах. Чем больше тираж – тем ниже стоимость каждого экземпляра.
Когда рационально отдать предпочтение офсетной печати? При большом тираже и высоким требованиям к качеству продукции. Например, если собираетесь печатать что-то по тиражу и качеству близкое к глянцевому журналу. При тираже ниже 1000 экземпляров офсет обойдется дорого… или очень дорого. Поэтому малотиражные заказы – это территория цифровой печати.
Рис. Широкоформатная цифровая печать
Цифровая печать незаменима в тех случаях, когда важна скорость исполнения заказа, а его тираж не превышает 1000 экземпляров. Все тиражи свыше 1000 экземпляров, при всем нашем почтении к качественной и профессиональной цифровой печати, надо оставить на долю офсета.
Цифровая печать – это изготовление печатной продукции с помощью «цифрового» оборудования. Цифровая печать сегодня считается самой оперативной печатной технологией, она дает возможность распечатывать цветные изображения прямо из компьютерных файлов, минуя промежуточные «допечатные» процессы.
В чем преимущества цветной цифровой печати?
-
Экономия времени. Технологии современной цифровой печати позволяют «запустить» тираж в работу почти мгновенно. При этом все необходимые изменения в макет можно вносить в самый последний момент перед началом печати
-
Тиражность – по желанию. В отличие от офсетной, при использовании полноцветной цифровой печати тираж может составлять от 1 экземпляра, так как при уменьшении тиража стоимость одного отпечатка практически не возрастает.
Если вы обратили внимание, в последнем предложении мы использовали еще один важный полиграфический термин – полноцвет.
Цветность, полноцвет – эти термины означают красочность полиграфической продукции.
Очень часто при заказе полиграфической продукции встречаются такие цифры: 4+0, 1+1, 1+0… Что тут с чем складывается? Эти цифры обозначают красочность полиграфической продукции и расшифровываются так:
- 1+0 - печать с одной стороны листа в одну краску. - 1+1 - печать с двух сторон в один цвет.
Первая цифра обозначает количество красок на лицевой стороне, вторая – на обороте. Цвет бумаги не считается. Всё очень просто. Теперь расшифруем остальные суммы: 4+0 - печать с одной стороны в полном цветовом решении; Здесь цифра «4» обозначает полноцветную печать, то есть использование четырех цветов CMYK (ЦМИК) – Сyan (голубой), Magenta (пурпур), Yellow (жёлтый) и Black (чёрный);
Идем далее:
- 4+1 – печать с одной стороны (полноцвет), на обороте – в одну краску. Чаще всего черную; - 4+4 - печать с двух сторон в полном цветовом решении; Возможны самые разнообразные сочетания цветов на лицевой и оборотной стороне, всё зависит от того, что надо получить на выходе. Точной же передачи цвета позволяет достичь пантон.
Pantone (пантон, «пятая краска») – это составная краска, которая необходима для 100% передачи какого-либо фирменного цвета. Простой пример: зелёный цвет в обычной 4-х цветной печати (CMYK) получается путём смешения двух цветов – голубого и жёлтого, а в пантоне – идёт только одна краска.
Такое странное название пришло от одноименной компании, которая изобрела эту систему - «Пантон, Инкорпорейтед США» (Pantone, Inc. of the USA). Эта система приходит на помощь в тех случаях, когда не хватает возможностей CMYK. Пантон позволяет точно попасть в фирменный цвет и идеально заполнить большие пространства. Пантон можно максимально близко выдержать только при офсетной печати, путем смешивания красок.
Итак, с цветностью определились. Теперь осталось уточнить постпечатную обработку тиража.
После стадии допечатной подготовки и непосредственно печати, отпечатанный бумажный лист, на котором разложены страницы (полосы) будущего полиграфического продукта попадает в цех постпечатной обработки, где принимает окончательную форму готового изделия.
Перечислим наиболее часто используемые типы постепечатной обработки для подготовки маркетинговых материалов:
Биговка - предварительное нанесение на материал линий сгибов с помощью тупых дисковых ножей, которые вдавливают и уплотняют материал с частичным разрушением связей в волокнистых материалах. Используется, например, для различных складывающихся буклетов.
Вырубка - процесс, предназначенный для придания изделию из бумаги или картона необходимого контура, фигуры. Самый простой пример - скругление углов у визиток и карманных календарей.
Для защиты изображения от различных воздействий используется ламинирование и лакирование.
Ламинирование – покрытие полиграфической продукции пленкой. Основное назначение горячего ламинирования - защита изображения от различных внешних воздействий, таких как пролитый чай или кофе; попытки помять, соскоблить, исцарапать изображение; влажная уборка помещений; дождь или снег. Но опытные пользователи знают и о другом ценном свойстве ламинации: оно может значительно улучшить качество изображения. При использовании глянцевых пленок изображение "проявляется", краски становятся более контрастными и сочными. Благодаря эффекту "проявления" недорогая бумага с покрытием приобретает вид роскошной фотобумаги.
Лакирование (офсетное, трафаретное) – это нанесение на всю поверхность листа, либо на отдельные фрагменты, через трафарет, лака. В последнее время наиболее популярным становиться лакрирование под ультрафиолетом, специальным лаком, отверждающимся под действием УФ-лучей (УФ-лак). Они образуют лучший глянец, чем обычные лаки (лакированную поверхность можно сравнить с ламинацией). Кроме того, эти лаки быстро высыхают на оттиске. Но стоимость их выше, чем у обычных лаков.
Внешний эффект уф-лакирования практически соответствует ламинированию, а стоимость печатной продукции, покрытой УФ-лаком значительно ниже ламинированной. Процесс УФ-лакирования происходит так: под влиянием энергии УФ-излучения в течение секунд образуются твердые, стойкие к истиранию высокоглянцевые или матовые поверхности, которые обладают высокой механической прочностью (толщина слоя до 8 мкм).
Выберем несколько наиболее популярных типов печатных маркетинговых материалов и и сведем в таблицу полученные знания по типографскому делу:
Продукция |
Цветность |
Плотность бумаги |
Постпечатная обработка |
Буклет |
4+4 |
115-250 г/м2 |
Резка, биговка |
Листовка |
4+0; 4+4 |
90-170 г/м2 |
Резка |
Брошюра |
блок 1+1 |
200-300 г/м2 |
Резка, брошюрование, ламинирование |
обложка 1+0; 4+0; 4+4; 1+1 |
Фирменный бланк |
1+0; 4+0 |
80-100 г/м2 |
Резка |
Визитка |
1+0; 1+1; 4+0; 4+4 |
270-300 г/м2 |
Резка, скругление углов, ламинирование |
Календарь (домик) |
4+0; 4+4 |
250-300 г/м2 |
Резка, брошюрование, биговка, ламинирование |
Меню |
1+0; 4+0; 4+4 |
200-300 г/м2 |
Резка, ламинирование, скругление углов |
Открытка |
1+0; 4+0; 4+4 |
250-300 г/м2 |
Резка, биговка, скругление углов |
Дисконтная карта |
4+1; 4+0 |
300 г/м2 |
Резка, ламинирование, скругление углов |
Плакат |
4+0; 1+0 |
130-300 г/м2 |
Резка |
Теперь вы полностью ознакомлены с информацией для грамотной подготовки и заказа любой печатной продукции.
На главную Электронные материалы
|